Некоммерческий
информационно-просветительский
проект гуп «Водоканал Санкт-петербурга»

26.01.2018

М.В. Гассий. "Водоснабжение и водоотведение в современном российском мегаполисе" (Euro-eco. Hannover, 2014)

Гассий Марина Викторовна

директор по правовому обеспечению ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», заслуженный юрист РФ

 Водоснабжение и водоотведение в современном российском мегаполисе. Технические, экономические и правовые аспекты» (на примере Санкт-Петербурга)

Санкт-Петербург является одним из крупнейших промышленных центров Российской Федерации (на территории города располагаются крупные предприятия машиностроения – Кировский завод, Ленинградский металлический завод, Электросила, крупные судостроительные компании – Северная верфь, Адмиралтейские верфи, Кронштадский морской завод, а также сотни иных производственных комплексов), занимает второе место по числу жителей среди российских городов (постоянное  население свыше 5 000 000 человек).

Централизованные системы водоснабжения и водоотведения, расположенные в Санкт-Петербурге являются на сегодняшний день одними из наиболее совершенных в России. Их техническая и коммерческая  эксплуатация на протяжении более двух десятков лет осуществляется Государственным унитарным предприятием «Водоканал Санкт-Петербурга».

Успешное функционирование централизованных систем водоснабжения и водоотведения возможно в условиях использования передовых технологий водоподготовки, очистки сточных вод и обращения с образующимися отходами. В свою очередь, правильное применение таких технологий,  организация производственного процесса и обеспечение  его экономической основы требуют четкого нормативно-правового регулирования соответствующих общественных отношений.

Централизованные системы водоснабжения и водоотведения Санкт-Петербурга прошли в своем развитии довольно длинный и сложный путь. Вплоть до середины семидесятых годов прошлого века сточные воды, отводимые из нашего города, не подвергались специализированной очистке. Начало осуществлению полного канализования было положено в 1978 году, с началом функционирования первых городских очистных сооружений – Центральной Станции Аэрации. Это позволило обеспечить очистку 27% от общего объема сточных вод, поступавших в централизованные системы водоотведения города Ленинграда. В 1986 году в строй была введена первая очередь Северной Станции Аэрации, что увеличило объем очищаемых сточных вод до 67%.   

Очередным этапом в развитии очистных сооружений нашего города явился ввод в строй в 2005 году  Юго-западных Очистных Сооружений. Этот амбициозный проект воплотил в себе не только новые технические решения, но и явился своеобразным «полигоном» для отработки различных механизмов государственно-частного партнерства. С его реализацией объем очищаемых сточных вод увеличился до 85%.

На современном этапе централизованная система водоотведения Санкт-Петербурга это более 8 000 километров канализационных сетей, более 240 километров тоннельных коллекторов, 15 очистных сооружений различной мощности, а также 3 завода по сжиганию осадка. Технологии, используемые нашим Предприятием при обращении со сточными водами, защищены соответствующими патентами и обеспечивают их механическую, биологическую, а также химико-биологическую очистку. Технологическое «перевооружение», а также стремление использовать наиболее современные технологии очистки позволили нам довести объем очищаемых сточных вод до 98,4% в 2013 году. К 2020 году этот объем должен быть доведен до 100%.

Очевидно, что в условиях крупного мегаполиса, где сточные воды, сбрасываемые абонентами в централизованные системы водоотведения имеют потенциальную возможность нанести непоправимый вред экологической обстановке в масштабе целого региона, задачи организации водопроводно-канализационного хозяйства выходят за рамки осуществления простой хозяйственной деятельности. Наше Предприятие не только обеспечивает очистку сточных вод, но и осуществляет контроль за абонентами, сбрасывающими сточные воды в наши системы водоотведения. Очевидно, что факт осуществления такого контроля носит превентивный характер по отношению нарушениям требований относительно состава сточных вод. В этой связи вполне обоснованным является утверждение о том, что наше Предприятие, как и подобные предприятия, осуществляющие свою деятельность в крупных мегаполисах, выполняет также и функцию охраны окружающей среды.

Водоснабжение Санкт-Петербурга обеспечивается за счет функционирования сложной централизованной системы, включающей в себя 9 водопроводных станций, 198 повысительных насосных станций, а также более 6 800 километров водопроводных сетей. За последние 10 лет централизованная система водоснабжения нашего города претерпела серьезные изменения в части технологий, используемых в рамках водоподготовки и доставки питьевой воды потребителям. Так, в 2005 году было положено начало отказу от использования опасных реагентов, применяемых при подготовке питьевой воды. В частности, хлор, использовавшийся в производственном процессе, был частично заменен на гипохлорит натрия. Полный отказ от хлора произошел в 2009 году.

 Начиная с 2007 года в нашем городе запущена двухступенчатая система очистки питьевой воды. Питьевая вода очищается  при помощи специализированных химических реагентов (химическая очистка), а также путем ее облучения ультрафиолетом. Следует отметить, что Санкт-Петербург стал первым мегаполисом, в котором обеспечивается обработка ультрафиолетовыми лучами  100% общего объема поставляемой питьевой воды. 

Предмет особой гордости нашего Предприятия составляет уникальная система биомониторинга качества воды, получаемой из источников водоснабжения – результат научных изысканий Научно-исследовательского центра экологической безопасности РАН. Суть метода заключается в наблюдении за состоянием рыб и ракообразных, помещенных в специальные бассейны с пробами   забираемой в водных объектах воды.  Наличие в этих пробах токсичных веществ мгновенно отразится на состоянии живых «контролеров», что позволит  своевременно обеспечить защиту системы водоснабжения нашего города от поступления загрязненной воды.

С экономической точки зрения наше Предприятие является самостоятельным хозяйствующим субъектом, находящимся в полной государственной (городской) собственности.  С практической стороны это означает, что мы не вправе самостоятельно и без одобрения уполномоченного органа власти распоряжаться имеющимся в нашем ведении производственным комплексом, однако вправе использовать его в рамках нашей основной деятельности в требуемом объеме. Это, в свою очередь, обеспечивает нам необходимый уровень экономической свободы с одной стороны, с другой – гарантирует от рисков, связанных с утратой имущества, необходимого для осуществления водоснабжения и водоотведения. 

Деятельность нашего Предприятия является полностью тарифицируемой, тарифы устанавливаются уполномоченным органом государственной власти. Забегая вперед, следует отметить, что основы тарифообразования урегулированы на федеральном уровне, что исключает произвольное принятие решения о стоимости наших услуг. Устанавливаемые для нас тарифы гарантировано учитывают не только потребности нашего Предприятия в финансовых средствах, но и экономические интересы  наших абонентов, условия, в которых им приходится осуществлять их деятельность. Следует сказать, что тарифы на водоснабжения и водоотведение являются дифференцированными и устанавливаются самостоятельно для отельных групп абонентов, среди которых в основном выделяются две: население (частный жилой сектор, многоквартирные дома) и также прочие абоненты (промышленные предприятия, учреждения и т.п.).

Закупка продукции, необходимой нам для обеспечения нашей производственной деятельности осуществляется путем проведения торгов. Это предоставляет нам возможность приобретать требуемые нам товары по наиболее выгодным ценам, а также обеспечивает непредвзятость и прозрачность соответствующих процедур.

Финансирование реализации крупных проектов, таких как Юго-западные очистные сооружения, строится по довольно сложной схеме, предполагающей, как использование собственных средств нашего Предприятия, так и средств сторонних инвесторов, в том числе международных финансовых организаций (ЕБРР и т.п.). В основе реализации подобных проектов лежат механизмы государственно-частного партнерства, обеспечивающие не только устойчивость и бесперебойность соответствующего финансирования, но и требуемый уровень инвестиционной привлекательности реализуемых нами проектов.

Очевидно, что столь большой комплекс различных производственных процессов, экономических связей не мог бы функционировать должным образом без четкого механизма их правового регулирования. Современная правовая система России полностью обеспечивает подобное регулирование на необходимом юридико-техническом уровне. Так, в частности, в России действует специальное законодательство, регулирующее статус государственных унитарных предприятий (Федеральный закон от 14.11.2002 № 161- ФЗ « О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»), порядок проведения процедур  закупок (Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»). Гражданское законодательство России, находящееся в настоящее время в стадии глубокого реформирования, обеспечивает четкое регулирование порядка совершения различных хозяйственных сделок, реализации и защиты прав собственников, а также владельцев иных вещных прав. 

Однако, центральную роль в правовом регулировании деятельности нашего Предприятия играет законодательство, регулирующее отношения в сфере осуществления холодного водоснабжения и водоотведения. В его основе находится Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». Проект этого нормативного акта разрабатывался при непосредственном участии нашего Предприятия, как одного из ведущих представителей отрасли водоснабжения и водоотведения. Нормы указанного закона во многом отражают богатый профессиональный опыт, накопленный   нашим Предприятием за многие годы активной производственной деятельности. Следует отметить, что эта позитивная тенденция – учет мнения профессионального сообщества при разработке нормативных правовых актов, прослеживается в практике деятельности отечественного законодателя уже на протяжении более десятка.

Названный закон устанавливает основы правового статуса организаций водопроводно-канализационного хозяйства, основы правового регулирования их хозяйственной деятельности, в том числе договорной работы. Отдельная глава закона посвящена проблемам обеспечения экологической безопасности в рамках осуществления водоотведения. Во исполнение закона принято и успешно действуют более двух десятков различных подзаконных актов, в мельчайших подробностях регулирующих отдельные аспекты осуществления водоснабжения и отведения. Речь идет о порядке заключения договоров холодного водоснабжения и водоотведения, а также о типовых формах таких договоров, о порядке осуществления учета поставляемого ресурса, о тарифообразовании, о контроле качества питьевой воды и состава сбрасываемых абонентами сточных вод, о многих других вопросах.

В качестве самостоятельного ответвления от законодательства о водоснабжении и водоотведении в России существует определенное количество нормативных актов, регулирующих подобные отношения, складывающиеся в части снабжения коммунальными ресурсами объектов жилого фонда. Законодатель признает меньшую социальную и экономическую защищенность владельцев таких объектов, в связи с чем соответствующие правовые нормы в значительной степени защищают интересы потребителей, а не ресурсоснабжающих организаций.

Следует также сказать, что в отношении отдельной категории абонентов некоторые правила осуществления водоотведения могут устанавливаться на уровне субъектов РФ. К такой категории, в частности, относятся абоненты, сбрасывающие менее 200 кубических метров сточных вод в сутки. В Санкт-Петербурге в отношении таких абонентов действует ряд региональных нормативных актов, определяющих требования к составу сточных вод, к порядку их контроля, к осуществлению пользования системами централизованного водоотведения, а также к осуществлению некоторых платежей.  Такое положение дел объясняется необходимостью учета местной специфики экономического и экологического характера.

В заключение хотелось бы выдвинуть следующий тезис. Как представляется, в рамках функционирования  нашего Предприятия нам удалось на практике воплотить своеобразную «формулу» успешной деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения.  Ее слагаемые – передовые технологии, продуманная экономическая составляющая и грамотное правовое регулирование, разработанное с учетом опыта профессионального сообщества и местной специфики – в сумме дают сбалансированную модель организации водоснабжения и водоотведения, обеспечивающую высокий уровень качества услуг организаций водопроводно-канализационного хозяйства, безопасность окружающей среды, а также учет экономических и социальных факторов, существующих на обслуживаемой территории.