Некоммерческий
информационно-просветительский
проект гуп «Водоканал Санкт-петербурга»

16.11.2017

Гассий Марина Викторовна

 Директор по правовому обеспечению ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»

Заслуженный юрист Российской Федерации


Доступ к  водным ресурсам в целях осуществления водоснабжения и водоотведения. Правовой аспект

 Аннотация:

 Автор статьи рассматривает проблему доступа к водным ресурсам с позиции существования неразрывной связи между отношениями по поводу приобретения и реализации права пользования водным объектом, защитой водных ресурсов от негативного антропогенного воздействия, а также по поводу осуществления хозяйственной  деятельности организации водопроводно-канализационного хозяйства в сфере водоснабжения и водоотведения. В статье затрагиваются проблемы практической реализации нормативных правовых актов, действующих в рассматриваемой сфере, а также возможные направления дальнейшего совершенствования существующей нормативной базы.

 Ключевые слова:

 водоснабжение, водоотведение, водопользование, водный объект.

 В настоящее время в России осуществляется реформа правового регулирования отношений  водоснабжения, водоотведения и водопользования. В основе реформы  - Закон о водоснабжении и водоотведении[1], на базе которого уже принято более двух десятков подзаконных актов. Впервые водопользование рассматривается в совокупности с водоснабжением и водоотведением, что свидетельствует о понимании законодателем неразрывной связи этих процессов. В этом контексте проблема доступа к водным ресурсам приобретает новое «комплексное» наполнение.

Основанием предоставления водного объекта в пользование для сброса сточных вод служит решение уполномоченного органа власти. Порядок выдачи решения установлен статьей 23 Водного кодекса[2], Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 № 844[3]. Решение должно содержать  информацию о допустимом объеме сбрасываемых сточных вод, а также о требованиях к качеству воды в водном объекте в месте сброса.  Использование водного объекта с нарушением таких требований влечет прекращение права водопользования, а их соблюдение является необходимым условием доступа к водному объекту.

Деятельности в сфере водоотведения имеет черты посреднической, т.к. организация водопроводно-канализационного хозяйства (далее – организация ВКХ), являясь водопользователем, обеспечивает возможность отведения сточных вод абонентов, а также их очистку от биологических загрязнений. Следовательно, соблюдение требований, содержащихся в решении о предоставлении водного объекта, возможно при условии соблюдения подобных нормативов со стороны абонента. От «дисциплинированности» абонента зависит возможность организации ВКХ использовать предоставленный водный объект, однако нормативное регулирование соответствующих требований к абоненту имеет некоторые недостатки.

С принятием Закона о водоснабжении и водоотведении абоненты организаций ВКХ разделились на две группы. К первой группе отнесены абоненты, для которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, а также лимиты на их сбросы. Перечень таких абонентов определен Постановлением Правительства РФ от 18.03.2013 № 230[4]. Ко второй группе отнесены прочие абоненты.

Проблема заключается в том, что практически все правовое регулирование, содержащее в экологической части Закона о водоснабжении и водоотведении, ориентировано на абонентов первой группы. Ранее, основы правового регулирования требований к качеству сточных вод абонентов были установлены Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 № 167[5] (далее – Правила № 167). С принятием Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 № 644[6] действие Правил №167 в отношении абонентов первой группы было исключено, однако специального нормативного акта, определяющего методику установления нормативов для таких абонентов, принято не было. Крупные промышленные предприятия оказались фактически свободными от каких-либо нормативов в отношении качества их сточных вод, и положение организаций ВКХ и безопасность крупных водных объектов оказались  под угрозой.

Даная проблема была отчасти разрешена в сентябре 2014 года, когда Минюстом РФ был зарегистрирован Приказ  Минприроды России от 29.07.2014 № 339[7], распространивший на абонентов первой группы действие методики, определяющей порядок установления нормативов допустимых сбросов для организаций ВКХ. Таким образом, крупные абоненты стали на шаг ближе к статусу водопользователя.

В отношении второй группы абонентов продолжает действовать пункт 61 Правил № 167, допускающий существование специального правового акта на уровне муниципального образования (города федерального значения), устанавливающего требования к составу сточных вод абонентов. В Санкт-Петербурге действует Распоряжение КЭИО от 08.11.2012 № 148[8], ставшее в последнее время предметом острой дискуссии между представителями промышленности Санкт-Петербурга и органами городской власти. Очевидно, что подобная двойственность правового регулирования не способствует упорядочиванию регулируемых отношений.

         Проблема доступа к водным ресурсам в рамках осуществления водоснабжения связана с угрозой исчезновения этих ресурсов, что вызвано недостаточным правовым регулированием обеспечения безопасности водных объектов. Речь не идет об исчезновении водных ресурсов в физическом смысле, а об ухудшении  состояния водных объектов и затруднении их использования для водоснабжения.

В Санкт-Петербурге показательной проблемой является отсутствие утвержденных зон санитарной охраны водных объектов, влекущее бесконтрольное использование территорий, примыкающих к источникам водоснабжения. Согласно статье Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения[9] проекты этих зон должны утверждаться органами власти субъектов  РФ. Требования к организации таких зон установлены СанПиН 2.1.4.1110-02, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 №10[10]. Наше Предприятие самостоятельно осуществило разработку проекта зон санитарной охраны поверхностных источников водоснабжения ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга». Проект получил положительное государственное санитарно-эпидемиологическое заключение, однако до настоящего времени не утвержден уполномоченным органом власти города, поскольку такой орган в Санкт-Петербурге не определен.

Проблема доступа к водным ресурсам существует также и на межгосударственном уровне в части использования трансграничных водных объектов. Проблема организации такого сотрудничества обсуждалась во время работы круглого стола, проводившегося под эгидой нашего Предприятия в рамках IV Петербургского Международного Юридического Форума и посвященного проблемам рационального водопользования. Участники круглого стола - представители органов государственной власти России и Финляндии - отметили необходимость развития подобного сотрудничества, примером успешного развития которого служит  регион Балтийского моря. История взаимодействия России и Финляндии в этом вопросе насчитывает пять десятилетий (соответствующее соглашение было подписано в 1964 году), а одним из водных объектов, находящихся в совместном пользовании  двух государств, является река Вуокса, берущая свое начало в Финляндии и обеспечивающая 28.3 процента от всего притока воды в Ладожское озеро.

Следует отметить, что Ладожское озеро, являющееся безальтернативным источником питьевого водоснабжения для Санкт-Петербурга, требует к себе особенно серьезного внимания, поскольку развитие хозяйственной деятельности на его берегах ставит под угрозу санитарную безопасность целого региона. С учетом высокой значимости Ладожского озера следует решить вопрос о специальном законодательном регулировании его использования и защиты, как это уже было сделано в отношении озера Байкал.

Реформа в сфере правового регулирования водоснабжения, водоотведения и водопользования не завершена. В июле 2014 года внесены изменения в Закон об охране окружающей среды, устанавливающие новые правила нормирования в сфере природопользования, в основе которых находятся так называемые технологические нормативы, что, безусловно, скажется и на регулировании отношений в сфере водоотведения. Соответствующие поправки к Закону о водоснабжении и водоотведении уже рассматриваются в Государственной Думе РФ.

На сегодняшний день можно с полным правом утверждать, что видение законодателем проблемы доступа к водным ресурсам претерпело серьезное изменение. Доступ к природным ресурсам теперь рассматривается не как совокупность административных процедур, а как комплекс прав и обязанностей участников регулируемых отношений, как в сфере хозяйственной деятельности, так и в сфере обеспечения безопасности водных объектов.

 

[1] Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» // Собрание законодательства РФ, 12.12.2011, № 50, ст. 7358.

[2] «Водный кодекс Российской Федерации» от 03.06.2006 № 74-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 05.06.2006, № 23, ст. 2381.

[3] Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 № 844 «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование» // Собрание законодательства РФ, 01.01.2007, № 1 (2 ч.), ст. 295.

[4] Постановление Правительства РФ от 18.03.2013 № 230 «О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов»

Собрание законодательства РФ, 25.03.2013, № 12, ст. 1332.

[5] Постановление Правительства РФ от 12.02.1999 № 167 «Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 22.02.1999, № 8, ст. 1028.

[6] Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 12.08.2013, № 32, ст. 4306.

[7] Приказ Минприроды России от 29.07.2014 № 339 «О внесении изменений в приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 17 декабря 2007 г. № 333 «Об утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей» // Российская газета, № 229, 08.10.2014.

 [8] Распоряжение Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Правительства Санкт-Петербурга от 08.11.2012 № 148 «Об установлении нормативов водоотведения по составу сточных вод в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга» // Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга, № 45, 26.11.2012.

[9] Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // Собрание законодательства РФ, 05.04.1999, № 14, ст. 1650.

[10] Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 № 10 «О введении в действие Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.» СанПиН 2.1.4.1110-02 // Российская газета, № 81, 08.05.2002.