Некоммерческий
информационно-просветительский
проект гуп «Водоканал Санкт-петербурга»

05.02.2019

Юристы Предприятия приняли участие в X юбилейном юридическом форуме «Итоги 2018 года: законы и бизнес»​

В рамках Форума его участники, в числе которых оказались представители ведущих российских и международных юридических компаний, представители крупного бизнеса, органов государственной власти и академической науки, обсудили наиболее существенные события 2018 года, связанные с развитием правового регулирования различных сфер хозяйственной деятельности, а также особенности правоприменительной практики.

Одной из тем, попавших в фокус внимания участников дискуссии, оказалась проблема дуализма в регулировании предпринимательской деятельности, связанного с формированием самостоятельного сектора такого регулирования, затрагивающего особенности функционирования государственных предприятий и организаций.  В рамках дискуссии ее участники отметили, что подобный дуализм имеет в своей основе теорию «двухсекторного регулирования предпринимательской деятельности», сформировавшуюся в 20-е годы XX века в качестве одной из теоретических основ НЭП, допускавшей в реалиях социалистического государства одновременное существование государственных и частных предприятий. В современной России подобный дуализм накладывает свой отпечаток на все аспекты ведения хозяйственной деятельности, в том числе и на процесс разрешения споров в рамках арбитражного (третейского) разбирательства. Так, далеко не все споры, возникающие в деятельности субъектов с государственным участием, обладают свойством арбитрабельности, состоящем в возможности их рассмотрения в порядке третейского производства. К числу подобных споров до недавнего времени относились, например, споры, связанные с государственными закупками. Подобная ситуация, по мнению участников дискуссии, негативно отражается  на развитии хозяйственной деятельности, связанной, например, с привлечением к реализации отечественных проектов крупных зарубежных компаний и иных хозяйствующих субъектов с иностранным участием, поскольку в практике зарубежных предпринимателей обращение к негосударственному арбитражу является довольно популярным.

Активное участие в разгоревшейся дискуссии принял заместитель директора по правовому обеспечению ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» Олег Владимирович Дербин. В своем выступлении Олег Владимирович согласился с тезисом о формировании двухсекторного регулирования хозяйственной деятельности, примером чему является создание отчасти самостоятельного правового регулирования функционирования государственных и муниципальных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, производном от права публичной (государственной, либо муниципальной) собственности. Вместе с тем, коренным отличием современного дуализма является направление его движения: если в начале XX века регулирование полностью частной инициативы явилось временной уступкой в пользу частного сектора, то на сегодняшний день речь скорее идет о надстройке специального регулирования деятельности субъектов с государственным участием над общими положениями гражданско-правового регулирования. Вместе с тем, такую надстройку нельзя считать абсолютно произвольной, поскольку она связана с особенностями ведения соответствующей деятельности, зачастую – с ее особой социальной значимостью. Однако формирование подобной надстройки, несмотря на «квази-публичную» правовую природу возникающих на ее основе отношений, нельзя назвать абсолютно невосприимчивым к реалиям существующих рыночных отношений, потребностям в развитии того или иного сектора предпринимательской деятельности. В качестве подтверждения данного тезиса Олег Владимирович привел Федеральный закон от 26.07.2018 № 174-ФЗ, с принятием которого было упразднено распространение законодательства о государственных закупках на закупочную деятельность государственных и муниципальных унитарных предприятий. Данный закон оказался итогом большой  работы профессионального сообщества организаций, основанных на праве хозяйственного ведения, начатой в июле 2017 года в качестве ответной реакции на ранее введенное специальное регулирование их закупок. Такое регулирование пагубно сказалось как на оперативности принятия решений о закупке требуемого имущества, материалов, работ и услуг, так и на конкурентных качествах указанных субъектов, являющихся, несмотря на своего публичного собственника, коммерческими организациями.  

Очевидно, что практика подобного диалога между хозяйствующими субъектами и органами законодательной власти способствует укреплению стабильности регулируемых отношений, пониманию значения происходящих в этой сфере изменений, а также глубины публичного участия в подобном регулировании. Такая стабильность, по мнению Олега Владимировича, могла бы способствовать более успешному применению большинства механизмов, задействованных в предпринимательской деятельности, в том числе и производства в третейских судах, нивелируя тем самым возможные негативные стороны уже существующего двухсекторного регулирования бизнеса.