Некоммерческий
информационно-просветительский
проект гуп «Водоканал Санкт-петербурга»

19.05.2017

19 мая 2017 года на территории музейного комплекса «Вселенная Воды» прошло сателлитное  мероприятие VII Петербургского международного юридического форума, организованное ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга».  Организаторы назвали подготовленную ими дискуссию «ГЧП в сфере водоснабжения и водоотведения: партнерство или конкуренция?».

 В работе мероприятия приняли участие видные представители юридической профессии: практикующие специалисты, представители органов публичного управления, представители академической науки.  К участию в проведении дискуссии были приглашены:  д.ю.н., доцент кафедры коммерческого права СПбГУ Ольга Александровна Макарова, к.ю.н., доцент кафедры коммерческого права СПбГУ Константин Константинович Лебедев,  доцент  юридического факультета Будапештского университета им. Лоранда Этвеша Иштван Хоффман, адвокат, старший юрист компании Siciliacque S.p.A. (VEOLIA Group) Джованна Станьо д’ Алконтрес. Модератором мероприятия выступила заместитель генерального директора – директор по правовому обеспечению ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», заслуженный юрист РФ Марина Викторовна Гассий. 

В рамках вводного доклада Марина Викторовна Гассий представила системный взгляд на проблему реализации проектов ГЧП в сфере водоснабжения и водоотведения.  Так, докладчик отметила, что избранная для обсуждения тема не случайна, а является логическим продолжением  дискуссий, которые на протяжении уже более трех лет проходят в рамках работы Форума и посвящены проблемам рационального водопользования, защиты частных и публичных интересов в сферах, непосредственно связанных с этой темой.  Далее Марина Викторовна Гассий коснулась социальных, экономических и экологических аспектов реализации проектов ГЧП в рассматриваемой сфере, особо подробно остановившись на проблемах концессии как классической формы ГЧП. 

Представитель Будапештского государственного университета г-н Иштван Хоффман подтвердил тезис, сформулированный Мариной Викторовной Гассий относительно предпочтительной природы отношений, затрагивающих вопросы водоснабжения и водоотведения. В своем выступлении он рассказал об опыте своей страны в использовании  конструкций ГЧП в рассматриваемой сфере и о том, что итогом реализации подобных проектов в большинстве случаев явился возврат имущества организаций водопроводно-коммунального хозяйства в сферу публичного управления. 

В свою очередь Ольга Александровна Макарова в  докладе представила иной взгляд на проблему реализации проектов ГЧП в сфере водоснабжения и водоотведения. По ее мнению, механизм ГЧП – это прежде всего инструмент для передачи имущества, находящегося в публичной собственности, в частные руки в условиях, когда подобная передача имеет определенные ограничения. 

Опытом компании VEOLIA в рамках своего доклада поделилась г-жа Джованна Станьо д’Алконтрес. Она рассказала о том сложном пути, который пришлось преодолеть ее коллегам для того, чтобы добиться успеха в развитии систем водоснабжения и водоотведения на базе реализации проектов ГЧП в Сицилии. 

Итог дискуссии подвел Константин Константинович Лебедев, отметивший, что любой проект ГЧП – это всегда решение большого количества проблем, главной из которых является поиск источника инвестиций, так необходимых для развития технически сложных систем. Ресурсы государства для подобного рода инвестирования ограничены, а значит, необходимость поиска инвестиций присутствует всегда.  В то же время очевидно, что решение экономической проблемы не отменяет необходимости развития дискуссии о правовом регулировании такого решения. 

В ходе дискуссии с репликой выступил Дмитрий Александрович Тимофеев  - директор по правовым вопросам ГК «Росводоканал».    Отвечая на основной вопрос дискуссии, г-н Тимофеев определил проект ГЧП как основу партнерских отношений, не связанных с конкуренцией интересов. Вместе с тем он отметил и то обстоятельство, что передача имущества концессионеру не может носить обязательный характер для всех унитарных предприятий, владеющих таким имуществом. По его мнению, эффективные унитарные предприятия способны самостоятельно осуществлять исполнение обязанностей, возложенных на них публичным собственником. Также выступающий отметил, что для успешной реализации проектов ГЧП необходим специальный «арбитраж», который мог бы разрешать возникающие споры между партнерами по ГЧП. 

Правом реплики также воспользовался член Общественной палаты Санкт-Петербурга Петр Борисович Шелищ, поднявший в ходе своего краткого выступления проблему взаимосвязи отношений по поводу  правового регулирования в сфере водоснабжения и водоотведения и социально значимой сферы оказания коммунальных услуг. 

Комментарий к затронутой в рамках дискуссии темы также высказала и заместитель председателя Комитета по энергетике и инженерному обеспечению  Евгения Евгеньевна Розова. По ее мнению, нормативная схема реализации проектов ГЧП в сфере водоснабжения и водоотведения нуждается в корректировке в той части, где существуют разночтения в применении конкретных регулирующих правовых норм. 

Представители компании EY Анжелика Евгеньевна Кравцова и Марта Анатольевна Маковецкая в своем кратком выступлении отметили факт наличия сложностей в толковании законодательства о ГЧП и проблем в его практическом применении.   

С репликами и комментариями также выступили директор Правового департамента ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» Герман Вадимович Воробьев, заместитель директора по правовому обеспечению ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» Олег Владимирович Дербин, представители Управления Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации по Ленинградской области. 

 

По итогам состоявшейся дискуссии ее участники пришли к следующим выводам:

 

      Проекты ГЧП в сфере водоснабжения и водоотведения с идеологической точки зрения являются партнерством, направленным на единение публичных и частных интересов – обеспечение качественного водоснабжения и качественных услуг водоотведения, а также извлечение прибыли из осуществления такой деятельности. В то же время существующее регулирование рассматриваемых отношений, экономические, социальные и экологические аспекты реализации подобных проектов, а также анализ существующего отечественного и зарубежного опыта говорят о преимущественной конкурентной составляющей в этих отношениях, противоборстве частных и публичных интересов. Такое положение дел нуждается в должной нормативной корректировке.

      Реализация проектов ГЧП в сфере осуществления водоснабжения и водоотведения должна осуществляться с учетом критерия эффективности государственных предприятий, имущество которых может быть передано в управление частным инвесторам. Недопустимо использовать механизмы ГЧП для произвольного ограничения вещных прав государственных предприятий, перераспределения государственной собственности.

      Обсуждение правового регулирования проектов ГЧП в сфере водоснабжения и водоотведения не может носить исключительно узкоправовой характер. Сама постановка вопроса о партнерских либо конкурентных отношениях при реализации таких проектов требует комплексного анализа складывающихся общественных отношений также и с социальной, экономической, экологической и иных точек зрения.   

      Работа с проектами ГЧП имеет ряд системных недостатков, связанных с неполной оценкой рисков их реализации с экономической, экологической и социальной точки зрения, а также отсутствием механизмов оперативного разрешения возникающих противоречий, являющихся самостоятельным фактором риска. В российском законодательстве, возможно, следует учесть опыт зарубежных коллег, предполагающий формирование специализированных квази-судебных органов, предназначенных для рассмотрения разногласий между участниками соответствующих проектов. Вариантом  разрешения данной проблемы может стать активное использование института медиации, возможно, специализированных арбитражных учреждений (третейских судов).