Некоммерческий
информационно-просветительский
проект гуп «Водоканал Санкт-петербурга»

25.12.2017

21 декабря 2017 года состоялся очередной мастер-класс для молодых юристов – последнее событие в серии подобных мероприятий в этом году, организованных под эгидой Межрегионального отделения Общероссийской общественной организации  «Ассоциация юристов России» по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее – Межрегиональное отделение).

В этот раз мастер-класс прошел в зале отеля «Амбассадор», расположенного в самом центре Санкт-Петербурга. Участникам мастер-класса была предоставлена возможность принять участие в увлекательной профессиональной дискуссии, посвященной проблемам экологии, а сам мастер-класс стал частью крупной дискуссионной площадки – II Северо-Западной Межрегиональной Общественной Экологической Конференции.

Среди спикеров конференции были представители ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» (далее – Предприятие): заместитель генерального директора – директор по правовому обеспечению, член Совета Межрегионального отделения, заслуженный юрист РФ, член Общественной палаты Санкт-Петербурга Марина Викторовна Гассий, заместитель директора по правовому обеспечению Олег Владимирович Дербин и ведущий специалист Департамента технологического развития и охраны окружающей среды Татьяна Иосифовна Лысова.

М.В. Гассий начала свое выступление с тезиса о том, что защита окружающей среды – это общее дело всех, кто в той или иной степени относится к числу участников соответствующих отношений. К сожалению, на современном этапе подобное совпадение практически невозможно. Бизнес всегда стремится к уменьшению издержек и повышению прибыли, общественные объединения – к достижению общественного блага в той или иной сфере, а органы публичного управления – к четкому соблюдению буквы закона.

Выход из создавшегося противоречия – не механическое (как следствие – надуманное, лишенное объективного основания) навязывание общей цели, а интеграция существующих целей в систему, которая в том числе позволит обеспечить безопасность окружающей среды.

Марина Викторовна отметила, что начиная с 2014 года по инициативе Предприятия проходит активное обсуждение проблемы интегрированного управления водными ресурсами (ИУВР). Эта тема, поднятая в 2014 году в рамках дискуссии, состоявшейся во время Петербургского Международного Юридического Форума (тогда эта проблема была подробно описана канцлером министерства экологии Финляндии госпожой Ханнеле Покка), в 2015 году уже получила международно-правовой характер: тогда участие в дискуссии, посвященной  ИУВР при использовании трансграничных водных объектов, приняли представители Финляндии и Индии (руководитель «Зеленого трибунала Индии господин Кумар Шватантер). Материалы этой дискуссии доступны на информационных ресурсах ПМЮФ.

Суть интегрированного управления – такая организация системы взаимоотношений всех заинтересованных субъектов, когда достигая собственные цели, они одновременно с этим достигают и общую цель - обеспечивают безопасность окружающей среды.

В качестве примера М.В. Гассий озвучила, что 29.07.2017 в России был принят Федеральный закон № 225, которым внесены изменения в так называемую экологическую часть регулирования отношений по поводу водоотведения. Этот закон - итог долгого противостояние между организациями водопроводно-канализационного хозяйства и промышленностью. Основной вопрос, стоявший перед идеологами закона – кто должен отвечать за негативное воздействие сточных вод на водные объекты - абоненты, сбрасывающие сточные воды в централизованные системы водоотведения, либо организация водопроводно-канализационного хозяйства, эксплуатирующая такие системы. Ответом на данный вопрос явилась схема, согласно которой абонент отвечает за качество сточных вод перед организацией ВКХ в рамках договора водоотведения, а организация ВКХ отвечает перед публичным собственником водного объекта в рамках отношений водопользования. В то же время, если в результате сброса сточных вод водному объекту наносится вред, то ответственность за него напрямую перед публичным собственником несет абонент организации ВКХ при условии его (абонента) выявления. При ближайшем рассмотрении получается, что каждый из участников отношений сохраняет свои цели  (предприниматели опасаясь имущественных санкций стремятся обеспечить качество сточных вод, организация ВКХ стремясь сохранить право пользования водным объектом обеспечивает качественный контроль за абонентом, а публичный собственник имеет максимальный набор юридических инструментов не только для  защиты публичных имущественных интересов, но и для правового воздействия именно на того субъекта, который явился источником экологического вреда), в то время, как при этом формируется единая «интегрированная» система отношений, обеспечивающая безопасность водных объектов.

Также Марина Викторовна упомянула о том, что в Санкт-Петербурге до сих пор остается нерешенной проблема с организацией зон санитарной охраны  источников питьевого водоснабжения (ЗСО). Здесь, по мнению ряда экспертов, проблема состоит в нелогичном федеральном регулировании этой сферы, а именно в существующей редакции статьи 44 Водного кодекса РФ, устанавливающей полный запрет на сброс сточных вод в пределах всех трех поясов ЗСО, что не только лишено практического смысла, но во многих регионах практически неисполнимо. Такое регулирование является излишним, потому что любая хозяйственная деятельность должна вестись в строгом соответствии с нормами природоохранного и санитарного законодательства. Соблюдение этих норм никак не отменяется отсутствием дополнительных формальных границ.  Сегодня в Законодательном собрании Санкт-Петербурга рассматривается соответствующий проект законодательной инициативы о внесении изменений в норму статьи 44 Водного кодекса РФ в части устранения соответствующего запрета в границах второго и третьего поясов ЗСО. По инициативе Предприятия в этот проект включено концептуальное предложение о дополнении Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» нормами, определяющими порядок администрирования хозяйственной деятельности в границах первого пояса ЗСО, что должно стать дополнительной гарантией защиты водных объектов.

По мнению М.В. Гассий, на данном этапе можно говорить о том, что российское правовое регулирование в сфере обеспечения безопасности окружающей среды содержит указание на ключевые точки соприкосновения интересов общества и государства с одной стороны и крупных хозяйствующих субъектов с другой. Марина Викторовна отметила, что на сегодняшний день мы имеем все основания утверждать, что в России полным ходом идет формирование системы «выгодной экологии», под которой понимается в самом общем виде система принципов в регулировании рассматриваемой области, основанных на конструктивном соотнесении частных и публичных интересов в условиях технологического, социального и экономического поступательного устойчивого развития общества. Словосочетание «выгодная экология» предложено профессиональному сообществу специалистами Предприятия. Что касается сущностного наполнения этой концепции, то на данный момент она находится в процессе подробной разработки.

В заключение своего выступления Марина Викторовна затронула чисто юридический аспект реализации интегрированной системы. Если внимательно присмотреться к положениям уже упомянутого Федерального закона № 225, то становится очевидным своеобразная непоследовательность законодателя: вопрос о том, кто отвечает за вред водному объекту, разрешается публичным субъектом в зависимости от того, удалось ли обнаружить непосредственный источник нарушающих нормативы сточных вод. То есть законодатель намеренно опускает характеристику правовой природы отношений, складывающихся между всеми причастными субъектами, не давая ответа на вопрос: почему абонент организации ВКХ, не являющийся водопользователем, несет ответственность за вред водному объекту. Здесь присутствует определенная тенденция, сопутствующая в последнее время правовому регулированию различных групп отношений, в том числе и не имеющих отношения к экологии: законодатель зачастую создает нормы, не в полной мере соответствующие существующим юридико-теоретическим выкладкам, подчиняя обновленное регулирование насущной необходимости. Это особенно видно в сфере жилищно-коммунальных отношений (например, попытка установления прямых договоров между ресурсоснабжающими организациями и владельцами жилых помещений, постоянная смена точки зрения на взимание платежей за ресурсы, поставляемые для удовлетворения общедомовых нужд (ОДН) и пр.). Насколько такой подход оправдан – предмет отдельной правовой дискуссии.

Олег Владимирович Дербин отметил, что современное отечественное природоохранное законодательство идет по пути детализации декларативных норм: наполнения их реальным, приближенным к практике смыслом. Татьяна Иосифовна Лысова представила системный анализ обновленного законодательного регулирования экологической части водоотведения.

Одним из модераторов дискуссии был заместитель директора департамента технологического развития и охраны окружающей среды Владимир Андреевич Гвоздев. Так же среди участников Конференции были заместитель председателя Общественной палаты Санкт-Петербурга Александр Вахмистров, заместитель председателя Постоянной комиссии по экологии и природопользованию ЗАКС  Роман Коваль,  начальник отдела водных ресурсов Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Михаил Страхов, представители  органов исполнительной власти Санкт-Петербурга, профильных предприятий и организаций, общественных объединений и юридического факультета СПбГУ.

Непосредственным организатором мастер-класса, как и прежде, выступила М.В. Гассий.